Организация домашней работы за фортепиано

Множество выдающихся личностей во все времена отдавали должное волшебству музы­ки, любили и ценили ее, считая музыку не толь­ко видом отдохновения, но и великим искусст­вом, способным творить с человеком настоя­щие чудеса.

Когда ребенок разучивает пьесу, то спо­тыкается на каждом шагу - «нотный текст сопротивляется». Преодолеть это сопро­тивление - это еще не все. Выйти из-под власти нот - значит сделать так, чтобы ин­тервалы, аккорды, метроритм и прочие пре­мудрости музыкальной науки перестали быть главными в музыкальной деятельнос­ти. «Преодолеть ноты» - значит сделать так, чтобы исполняемое музыкальное произве­дение отражало не язык своей записи, а представляло бы некоторое художествен­ное явление. Звуки должны быть не просто физическими, но музыкальными, переда­вать красоту, а не только длительность, вы­соту, тембр.

В последние годы в печати стало появляться множество интересных книг, в которых авторы рассматривают музыку с совсем непривычной нам стороны - музыка как средство лечения души и тела.

Вот неполный перечень воздействия музы­кальных занятий на человека:

  • маскирует неприятные звуки и ощуще­ния;
  • замедляет и уравновешивает волны мозга;
  • влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
  • снижает мышечное напряжение и повыша­ет подвижность и координацию тела;
  • регулирует выделение гормонов, снижаю­щих стресс;
  • активизирует иммунную систему;
  • изменяет наше восприятие пространства и времени;
  • улучшает память и обучаемость;
  • повышает производительность труда;
  • развивает упорство.

Все это было неоднократно эксперименталь­но доказано ведущими зарубежными учеными, врачами, педагогами.

Занятия за инструментом позволяют воспи­танникам:

  • проявить и развить свои музыкальные за­датки и способности;
  • ускорить практическое освоение основ му­зыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем работать над хоровыми произве­дениями по партитурам, уметь читать свои партии;
  • развить внутренний музыкальный слух, ко­ординацию слуха и голоса.

Все это помогает ребенку успешно справ­ляться с задачами, которые ставятся на хоро­вых занятиях.

Обучение игре на фортепиано

Внешне создается впечатление, что играть на инструменте легко и просто - это лишь кажу­щаяся простота. На самом деле ребенок, сев­ ший за инструмент, должен решать одновре­менно множество задач:

  • грамотно исполнять музыкальный текст (правильно прочитать ноты в разных ключах и октавах, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуры, нюансировку, решая задачи метроритма, темпа);
  • учитывать правильное соотношение мело­дии и аккомпанемента;
  • слушать, интонировать и «петь пальцами» музыкальные фразы и предложения;
  • постоянно следить за координацией дви­жений тела при игре на инструменте;
  • соблюдая все вышеуказанные задачи, ни­когда не забывать, что они являются лишь тех­ническими средствами для создания и воспроиз­ведения музыкальных образов.

Очевидно, что задач при игре на фортепиа­но множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координа­ционную или техническую сложность, каждая требует определенной последовательности в изучении и времени для практического усвое­ния на клавиатуре.

Организация занятий по классу фортепиано

Занятия в учреждении дополнительного об­разования детей могут проводиться два раза (по 40 мин) в неделю. Этого, конечно, недостаточ­но для уверенного, глубокого усвоения учебно­го материала, поэтому очень большое значение в процессе обучения игре на фортепиано име­ет правильная организация домашней работы. В этом ребенку совершенно необходима по­мощь родителей, особенно если он младшего школьного возраста.

Первоначальный период обучения

Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребенка 7-8-ми лет еще не полностью сформировано. Поэтому в до­машней работе за инструментом нужно в первую очередь ориентироваться на образ­ное мышление, развитие которого являет­ся одним из ведущих принципов музыкаль­ного обучения. Поскольку любое музыкаль­ное произведение всегда несет в себе эмо­ционально-образное содержание, то счита­ется целесообразным чередовать школь­ные и музыкальные домашние задания, на­пример: русский язык - музыка, математи­ка - музыка и т. д.

Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полу­шарие головного мозга и тем самым, соеди­нять нагрузку и отдых. При таком распреде­лении, собственно работа за фортепиано может продолжаться не более 15-20 минут - каждый раз в промежутках между двумя школьными предметами. Предлагаемый ре­жим работы сэкономит время и позволит бо­лее рационально построить домашнюю рабо­ту. Если родители действительно заинтере­сованы в занятиях своего ребенка, то они обязательно помогут ему установить подоб­ный режим домашней работы. Тогда обуче­ние пойдет быстрее и более гладко, интерес ребенка к музыке не пропадет (обратный ре­зультат иногда наблюдается при изучении ребенком нового сложного музыкального ма­териала, когда ему требуется прикладывать немалые усилия).

Домашняя работа

Часто родители задают вопрос: «Что имен­но считать домашней работой за фортепиа­но?»

С самых первых уроков надо уяснить очень важный момент - проигрывание пьес от начала до конца - это не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкаль­ные пьесы представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных звуков и исполняются каждой рукой отдельно, про­игрывание подобных пьесок от начала до конца имеет логический и практический смысл.

В дальнейшем начинать работу над произ­ведением нужно с проработок отдельных тех­нически сложных мест - аппликатурные пози­ции, ритмические рисунки - для их понимания и усвоения. Зачастую для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счетом вслух.

Работа со счетом вслух

Поскольку музыка есть искусство, кото­рое не может существовать вне времени, для любого исполнителя необходимо обо­стренное чувство метроритма как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения. Впослед­ствии такая работа бывает необходима толь­ко при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических

мест, поскольку со временем у ребенка вы­рабатывается внутреннее ощущение метро­ритмической пульсации и необходимость счета вслух отпадает.

Организация движений пианиста

В начальный период обучения на первый план выходит координационная работа. Пиа­нист добивается правильности движений с по­мощью различных специальных координацион­ных упражнений:

  • «Радуга» - плавный перенос кисти от кла­виши к клавише через октаву,
  • «Домик» - работа закругленным третьим пальцем, с условием обращения внимания на свободные круглые пальцы,
  • «Тропинка» - расположение пальцев на оп­ределенном участке клавиши,
  • «Пружинка», «Поклоны» - мягкое «погруже­ние» пальца в клавишу с помощью волнообраз­ных движений запястья.

Образно говоря, этот период обучения можно сравнить с тем периодом жизни малы­ша, когда он учится ходить: в первые недели обучения музыке он учился «ходить пальцами» по клавишам. Это сложное занятие требует много терпения и внимания как со стороны ре­бенка, так и со стороны родителей, так как дети 7-8-ми лет физически не в состоянии сконцентрировать свое внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ребен­ку необходима помощь старшего, хотя бы во время первых занятий.

Методические советы

Суммируя все вышесказанное, предлагаем следующее:

  • составлять такой режим домашней ра­боты ребенка, при котором соблюдается че­редование школьных и музыкальных пред­метов;
  • приучать ребенка заниматься за инстру­ментом каждый день;
  • в течение первого месяца обучения сидеть рядом с ребенком (находиться за инструмен­том);
  • контролировать по дневнику точность вы­полнения домашнего задания;
  • постепенно с первых же шагов обучения приучать ребенка к самостоятельному контро­лю над своей работой за инструментом;
  • строго соблюдать гигиенические и физио­логические условия для занятий ребенка за фортепиано;
  • производить настройку инструмента не менее одного раза в год, соблюдать его темпе­ратурный и водный режим для сохранения строя;
  • соблюдать режим освещения (слева сверху);
  • хорошо проветривать помещение перед занятием;
  • использовать удобный жесткий стул необ­ходимой высоты и подставку для ног;
  • соблюдать тишину во время занятий музы­кой;
  • внимательно относиться к эмоционально­му и физическому состоянию ребенка;
  • проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;
  • посещать годовые концерты для роди­телей;
  • постепенно формировать у ребенка по­требность регулярно прослушивать классичес­кую музыку и по мере возможности анализиро­вать услышанное.

Таким образом, соединение усилий педа­гога, ребенка и родителей приводит к хоро­шим учебным результатам, к появлению ус­тойчивого интереса к музыкальным заняти­ям, который может сохраняться в течение многих лет.

Н.В. Коршунова,

преподаватель МБОУ ДО

«Вейделевская шккола искусств"


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ