www.gosuslugi.ru
Организация домашней работы за фортепиано
Множество выдающихся личностей во все времена отдавали должное волшебству музыки, любили и ценили ее, считая музыку не только видом отдохновения, но и великим искусством, способным творить с человеком настоящие чудеса.
Когда ребенок разучивает пьесу, то спотыкается на каждом шагу - «нотный текст сопротивляется». Преодолеть это сопротивление - это еще не все. Выйти из-под власти нот - значит сделать так, чтобы интервалы, аккорды, метроритм и прочие премудрости музыкальной науки перестали быть главными в музыкальной деятельности. «Преодолеть ноты» - значит сделать так, чтобы исполняемое музыкальное произведение отражало не язык своей записи, а представляло бы некоторое художественное явление. Звуки должны быть не просто физическими, но музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту, тембр.
В последние годы в печати стало появляться множество интересных книг, в которых авторы рассматривают музыку с совсем непривычной нам стороны - музыка как средство лечения души и тела.
Вот неполный перечень воздействия музыкальных занятий на человека:
- маскирует неприятные звуки и ощущения;
- замедляет и уравновешивает волны мозга;
- влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
- снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
- регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
- активизирует иммунную систему;
- изменяет наше восприятие пространства и времени;
- улучшает память и обучаемость;
- повышает производительность труда;
- развивает упорство.
Все это было неоднократно экспериментально доказано ведущими зарубежными учеными, врачами, педагогами.
Занятия за инструментом позволяют воспитанникам:
- проявить и развить свои музыкальные задатки и способности;
- ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем работать над хоровыми произведениями по партитурам, уметь читать свои партии;
- развить внутренний музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
Все это помогает ребенку успешно справляться с задачами, которые ставятся на хоровых занятиях.
Обучение игре на фортепиано
Внешне создается впечатление, что играть на инструменте легко и просто - это лишь кажущаяся простота. На самом деле ребенок, сев ший за инструмент, должен решать одновременно множество задач:
- грамотно исполнять музыкальный текст (правильно прочитать ноты в разных ключах и октавах, соблюдая при этом знаки альтерации, аппликатуры, нюансировку, решая задачи метроритма, темпа);
- учитывать правильное соотношение мелодии и аккомпанемента;
- слушать, интонировать и «петь пальцами» музыкальные фразы и предложения;
- постоянно следить за координацией движений тела при игре на инструменте;
- соблюдая все вышеуказанные задачи, никогда не забывать, что они являются лишь техническими средствами для создания и воспроизведения музыкальных образов.
Очевидно, что задач при игре на фортепиано множество, и каждая из них представляет собой определенную теоретическую, координационную или техническую сложность, каждая требует определенной последовательности в изучении и времени для практического усвоения на клавиатуре.
Организация занятий по классу фортепиано
Занятия в учреждении дополнительного образования детей могут проводиться два раза (по 40 мин) в неделю. Этого, конечно, недостаточно для уверенного, глубокого усвоения учебного материала, поэтому очень большое значение в процессе обучения игре на фортепиано имеет правильная организация домашней работы. В этом ребенку совершенно необходима помощь родителей, особенно если он младшего школьного возраста.
Первоначальный период обучения
Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребенка 7-8-ми лет еще не полностью сформировано. Поэтому в домашней работе за инструментом нужно в первую очередь ориентироваться на образное мышление, развитие которого является одним из ведущих принципов музыкального обучения. Поскольку любое музыкальное произведение всегда несет в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные домашние задания, например: русский язык - музыка, математика - музыка и т. д.
Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении, собственно работа за фортепиано может продолжаться не более 15-20 минут - каждый раз в промежутках между двумя школьными предметами. Предлагаемый режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашнюю работу. Если родители действительно заинтересованы в занятиях своего ребенка, то они обязательно помогут ему установить подобный режим домашней работы. Тогда обучение пойдет быстрее и более гладко, интерес ребенка к музыке не пропадет (обратный результат иногда наблюдается при изучении ребенком нового сложного музыкального материала, когда ему требуется прикладывать немалые усилия).
Домашняя работа
Часто родители задают вопрос: «Что именно считать домашней работой за фортепиано?»
С самых первых уроков надо уяснить очень важный момент - проигрывание пьес от начала до конца - это не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных звуков и исполняются каждой рукой отдельно, проигрывание подобных пьесок от начала до конца имеет логический и практический смысл.
В дальнейшем начинать работу над произведением нужно с проработок отдельных технически сложных мест - аппликатурные позиции, ритмические рисунки - для их понимания и усвоения. Зачастую для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счетом вслух.
Работа со счетом вслух
Поскольку музыка есть искусство, которое не может существовать вне времени, для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения. Впоследствии такая работа бывает необходима только при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических
мест, поскольку со временем у ребенка вырабатывается внутреннее ощущение метроритмической пульсации и необходимость счета вслух отпадает.
Организация движений пианиста
В начальный период обучения на первый план выходит координационная работа. Пианист добивается правильности движений с помощью различных специальных координационных упражнений:
- «Радуга» - плавный перенос кисти от клавиши к клавише через октаву,
- «Домик» - работа закругленным третьим пальцем, с условием обращения внимания на свободные круглые пальцы,
- «Тропинка» - расположение пальцев на определенном участке клавиши,
- «Пружинка», «Поклоны» - мягкое «погружение» пальца в клавишу с помощью волнообразных движений запястья.
Образно говоря, этот период обучения можно сравнить с тем периодом жизни малыша, когда он учится ходить: в первые недели обучения музыке он учился «ходить пальцами» по клавишам. Это сложное занятие требует много терпения и внимания как со стороны ребенка, так и со стороны родителей, так как дети 7-8-ми лет физически не в состоянии сконцентрировать свое внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ребенку необходима помощь старшего, хотя бы во время первых занятий.
Методические советы
Суммируя все вышесказанное, предлагаем следующее:
- составлять такой режим домашней работы ребенка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов;
- приучать ребенка заниматься за инструментом каждый день;
- в течение первого месяца обучения сидеть рядом с ребенком (находиться за инструментом);
- контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания;
- постепенно с первых же шагов обучения приучать ребенка к самостоятельному контролю над своей работой за инструментом;
- строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий ребенка за фортепиано;
- производить настройку инструмента не менее одного раза в год, соблюдать его температурный и водный режим для сохранения строя;
- соблюдать режим освещения (слева сверху);
- хорошо проветривать помещение перед занятием;
- использовать удобный жесткий стул необходимой высоты и подставку для ног;
- соблюдать тишину во время занятий музыкой;
- внимательно относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка;
- проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;
- посещать годовые концерты для родителей;
- постепенно формировать у ребенка потребность регулярно прослушивать классическую музыку и по мере возможности анализировать услышанное.
Таким образом, соединение усилий педагога, ребенка и родителей приводит к хорошим учебным результатам, к появлению устойчивого интереса к музыкальным занятиям, который может сохраняться в течение многих лет.
Н.В. Коршунова,
преподаватель МБОУ ДО
«Вейделевская шккола искусств"